Государственное учреждение «Вороновский районный центр гигиены и эпидемиологии» (далее – Вороновский рай ЦГЭ), руководствуясь санитарно-эпидемиологическим законодательством Республики Беларусь, Указами Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» (далее – Указ № 567), иных нормативных правовых актов и в рамках предоставленных законодательством полномочий, на территории Вороновского района осуществляют постоянный государственный санитарный надзор за торговыми объектами, рыночными образованиями, объектами общественного питания и придорожного сервиса (далее – объекты торговли). Специалистами Вороновского рай ЦГЭ проанализированы данные о результатах государственного санитарного надзора за объектами торговли за 2011–2015 годы.
По результатам анализа установлена как многолетняя тенденция к росту количества объектов торговли, на которых выявляются нарушения, так и показателя среднего количества нарушений на один объект торговли. В 2015 году надзору подверглось 100 % объектов, и на 100 % объектов были установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, при этом средний показатель нарушений на 1 объект составил 4,7 (Рисунок 1). Общее количество фиксируемых нарушений также имеет тенденцию к росту и за 5 лет увеличилось в 2,8 раза с 193 случаев в 2011 г. до 548 – в 2015 г. (Рисунок 2).
|
Рисунок 1. Многолетняя динамика выявляемости нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах торговли Вороновского района в 2011–2015 гг. |
|
Рисунок 2. Многолетняя динамика общего количества нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах торговли Вороновского района в 2011–2015 гг. |
В ходе анализа многолетней структуры выявляемых нарушений на объектах торговли Вороновского района установлено, что наиболее часто встречаются такие нарушения, как использование (реализация) продукции с истекшими сроками годности (19,3 % за последние 5 лет), неудовлетворительное санитарное состояние (12,3 % за последние 5 лет), нарушение температурного режима и условий хранения (5,0 % за последние 5 лет) (Таблица 1). При этом динамика показателей по указанным нарушениям также имеет тенденцию к росту: количество случаев использования (реализации) продукции с истекшим сроком годности за 5 лет увеличилось 3,8 раза с 24 случаев в 2011 г. до 92 – в 2015 г.; количество случаев неудовлетворительного санитарного состояния – в 7,5 раза с 6 случаев в 2011 г. до 45 – в 2015 г.; количество случаев нарушений температурных режимов и условий хранения увеличилось в 4,75 раза с 8 случаев в 2011 г. до 38 – в 2015 г. (Рисунок 3).
Таблица 1. Многолетняя структура нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах торговли Вороновского района в 211–2015 гг. |
Нарушения, % | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Сред. за 5 лет |
Использование (реализация) продукции с истекшим сроком годности | 12,4 | 24,5 | 23,9 | 18,8 | 16,8 | 19,3 |
Реализация товара без документов | 3,1 | 5,6 | 4,0 | 3,2 | 2,0 | 3,6 |
Нарушения температурного режима и условий хранения | 4,1 | 6,1 | 5,1 | 2,9 | 6,9 | 5,0 |
Неудовлетворительное санитарное состояние | 3,1 | 28,6 | 12,7 | 8,8 | 8,2 | 12,3 |
Невыполнение в установленные сроки предписаний | 0,0 | 0,0 | 0,4 | 0,8 | 0,4 | 0,3 |
Несвоевременное прохождение медицинских осмотров и гигиенического обучения | 2,1 | 3,1 | 8,0 | 5,8 | 2,6 | 4,3 |
Другие нарушения* | 75,1 | 32,1 | 46,0 | 59,7 | 63,1 | 55,2 |
* неудовлетворительное санитарно-техническое состояние; нарушения правил обращения с пищевыми отходами, нарушение выкладки ценников; несоблюдение правил личной гигиены и т.д. |
|
Рисунок 3. Многолетняя динамика выявляемости наиболее распространенных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах торговли Вороновского района в 2011–2015 гг. |
Общий вес запрещенной к реализации недоброкачественной продукции за 5 лет вырос в 2,9 раза с 365,19 кг в 2011 г. до 1 062,6 кг – в 2015 г. При этом в 2015 г. наметилась определенная тенденция к снижению среднего веса запрещенной к реализации продукции на 1 выявленный случай. Тек, если в 2014 г. на 1 случай приходилось 9,0 кг, то в 2015 г. – 7,0 кг (Рисунок 4).
|
Рисунок 4. Многолетняя динамика общего количества снятой с реализации продукции и среднего количества продукции на 1 случай на объектах торговли в Вороновском районе за 2011–2015 гг. |
С учетом такой динамики выявляемости нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения специалистами Вороновского рай ЦГЭ принимаются соответствующие меры по пресечению, предотвращению и профилактике нарушений на объектах торговли.
Так, по сравнению с 2014 г. в 2015 г. увеличилось количество применения штрафных санкций как на юридических лиц с 1 до 8, так и на должностных – с 129 до 159. При этом средний размер штрафа на юридическое лицо в 2015 г. составил 18,1 б.в., на должностное – 5,6 б.в.
В 2015 г. вынесено 41 предписание об устранении нарушений (2014 г. – 27), направлено 86 рекомендаций (2014 г. – 49), вынесено 152 предписания о запрещении к реализации пищевых продуктов (2014 г. – 101), 45 предписаний о приостановлении (запрете) деятельности (2014 г. – 37) (Таблица 2).
Таблица 2. Сравнение результатов государственного санитарного надзора за объектами торговли Вороновского района в 2014 и 2015 гг. |
| 2014 | 2015 |
Количество объектов, находящихся на надзоре | 117 | 116 |
Количество обследованных объектов | 117 | 116 |
% обследованных объектов | 100% | 100% |
Количество объектов, на которых выявлены нарушения | 116 | 116 |
% объектов, на которых выявлены нарушения | 99% | 100% |
Количество случаев нарушений | 377 | 548 |
Среднее количество нарушений на объект | 3,3 | 4,7 |
Использование (реализация) продукции с истекшим сроком годности | 71 | 92 |
% в структуре нарушений | 18,8% | 16,8% |
<Реализация товара без документов/td> | 12 | 11 |
% в структуре нарушений | 3,2% | 2,0% |
Нарушение температурного режима и условий хранения | 11 | 38 |
% в структуре нарушений | 2,9% | 6,9% |
Неудовлетворительное санитарное состояние | 33 | 45 |
% в структуре нарушений | 8,8% | 8,2% |
Количество невыполненных в срок предписаний | 3 | 2 |
% в структуре нарушений | 0,8% | 0,4% |
Несвоевременное прохождение медосмотров и гигиенического обучения | 22 | 14 |
% в структуре нарушений | 5,8% | 2,6% |
Другие нарушения | 225 | 346 |
% в структуре нарушений | 59,7% | 63,1% |
Штрафы на юридических лиц | 1 | 8 |
Сумма штрафов на юридических лиц, тыс.руб. | 4 500 | 26 100 |
Средний размер штрафа в б.в. на юридических лиц | 30,0 | 18,1 |
Штрафы на должностных лиц | 129 | 159 |
Сумма штрафов на должностных лиц, тыс.руб. | 123 505 | 161 040 |
Средний размер штрафа в б.в. на должностных лиц | 6,6 | 5,6 |
Протоколы об административном правонарушении, всего | 130 | 167 |
Протоколы об административном правонарушении на 1 штатную должность оперативного работника | 8 | 10 |
Предписания об устранении нарушений | 27 | 41 |
Предписания об устранении нарушений на 1 штатную должность оперативного работника | 2 | 3 |
Рекомендации об устранении нарушений | 49 | 86 |
Рекомендации об устранении нарушений на 1 штатную должность оперативного работника | 3 | 5 |
Предписания о запрещении реализации продукции | 101 | 152 |
Предписания о запрещении реализации продукции на 1 штатную должность оперативного работника | 6 | 10 |
Общий вес запрещенных к реализации пищевых продуктов | 906,1 | 1 062,6 |
Средний вес запрещенной к реализации продукции на 1 предписание | 9,0 | 7,0 |
Предписание о приостановлении деятельности | 37 | 45 |
Предписание о приостановлении деятельности на 1 штатную должность оперативного работника | 2 | 3 |
Принято мер всего | 295 | 405 |
Принятые меры на 1 штатную должность оперативного работника | 18,4 | 25,3 |
Привлечено лиц к дисциплинарной ответственности | 2 | 14 |
Направлено информаций в органы исполнительной власти | 10 | 12 |
Направлено информаций в ведомства | 6 | 13 |
Направлено информаций субъектам хозяйствования | 17 | 12 |
Направлено статей в СМИ | 8 | 12 |
Семинары | 10 | 7 |
Количество обученных | 178 | 145 |
К объектам, систематически допускающим нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, применяются меры, предоставленные Указом № 567. Так, с момента вступления в силу Указа № 567, по ходатайству Вороновского рай ЦГЭ за неоднократные нарушения санитарных норм и правил предписаниями о приостановлении деятельности главного государственного санитарного врача Гродненской области была приостановлена деятельность 4 объектов:
- магазин агрогородка Погородно Вороновского филиала Гродненского областного потребительского общества (далее – Вороновский ф-л Гродненского ОПО) (с 30.12.2014 по 02.01.2015);
- торговый павильон «Вернисаж» в городском поселке Вороново индивидуального предпринимателя (далее – ИП) Гайдукевич Л.Я. (с 23.02.2015 по 10.08.2015);
- торговый павильон «Оксана» в агрогородке Конвелишки ИП Сильницкой М.С. (с 19.05.2015 по 18.06.2015);
- магазин «Ирис» в агрогородке Полецкишки частного торогового унитарного предприятия «Парина Торг» (с 19.01.2016 по 16.02.2016).
К полученным в ходе анализа данным можно относиться по-разному, однако руководство Вороновского рай ЦГЭ связывает негативные тенденции приведенных показателей, прежде всего, с улучшением эффективности и результативности государственного санитарного надзора специалистами. Так, начиная с 2012 г. во исполнение постановления заместителя Министра здравоохранения – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 06.01.2012 № 2 «Об активизации и повышении эффективности выполнения санитарно-эпидемиологического законодательства торговыми объектами, рыночными образованиями, объектами общественного питания и придорожного сервиса» за каждым специалистом санитарно-эпидемиологического отдела Вороновского рай ЦГЭ закреплены объекты торговли. Работа специалистов в области государственного санитарного надзора за объектами торговли ежемесячно анализируется и учитывается при распределении премий. Так общая интенсивность труда по показателю принятых мер на 1 должность оперативного работника Вороновского рай ЦГЭ за последние 5 лет увеличилась почти в 2 раза с 12,7 в 2011 г. до 25,3 – в 2015 г. (Рисунок 5).
|
Рисунок 5. Многолетняя динамика интенсивности труда специалистов санитарно-эпидемиологического отдела Вороновского рай ЦГЭ в сравнении с динамикой средней выявляемости нарушений на объектах торговли Вороновского района в 2011–2015 гг. |
Несмотря на то, что в Вороновском районе на объектах торговли продолжают выявляться нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и имеется определенная негативная тенденция к росту их количества, систематическая, интенсивная и результативная работа специалистов Вороновского рай ЦГЭ обеспечила определенную эффективность государственного санитарного надзора по данному разделу. В качестве примеров эффективности надзора в 2015 г. можно привести следующее:
- магазин «Гастроном» Вороновского ф-ла Гродненского ОПО долгое время не соответствовал санитарно-эпидемиологическому законодательству по санитарно-техническому состоянию и набору помещений. Выносимые главным государственным санитарным врачом Вороновского района предписания об устранении нарушений не выполнялись даже несмотря на привлечение директора Вороновского ф-ла Гродненского ОПО к административной ответственности за их невыполнение судом Вороновского района по статье 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Учитывая такую ситуацию, в 2015 г. главным государственным санитарным врачом Вороновского района было вынесено предписание о приостановлении деятельности магазина. Руководство Вороновского ф-ла Гродненского ОПО отреагировало на указанное предписание модернизацией 1-го этажа магазина «Универмаг» под универсам с полным набором помещений и переводом персонала магазина «Грастроном» в универсам;
- в закусочной агрогородка Погородно Вороновского ф-ла Гродненского ОПО неэффективно работала канализационная система, не подведена горячая вода к раковине для мытья рук персонала в горячем цеху, имелось недостаточное количество моечных ванн. В ходе проведения проверки в 2015 г. деятельность закусочной была приостановлена. В результате выполнения предписаний указанные нарушения были устранены;
- магазин д. Бастуны Вороновского ф-ла Гродненского ОПО не соответствовал санитарно-эпидемиологическому законодательству по санитарно-техническому состоянию. В 2015 г. во исполнение предписания об устранении нарушений проведен текущий ремонт помещений, подведена проточная вода, приобретено новое холодильное оборудование;
- в торговом павильоне «Оксана» ИП Сильницкой М.С. в агрогородке Конвелишки в 2015 г. были необходимы ремонты напольного покрытия в торговом зале и стен в моечной. В соответствии с предписанием об устранении нарушений нарушения устранены. После приостановлении деятельности объекта в рамках Указа № 567 (деятельность возобновлен 18.06.2015) при ежемесячном мониторинге фактов реализации недоброкачественной продукции не установлено;
- торговый павильон «Мечта» ИП Соколовского И.Е. в агрогородке Бенякони находится в хорошем санитарно-техническом состоянии, все выявляемые нарушения устраняются оперативно в установленные сроки. В 2015 г. фактов реализации и наличия недоброкачественной продукции не выявлено;
- магазин «Аленушка» ИП Орпика В.М. в агрогородке Бенякони соответствует по набору помещений и санитарно-техническому состоянию. В течение последних двух лет случаев наличия и реализации недоброкачественной продукции не выявлено. Предписания и рекомендации, выносимые по результатам государственного санитарного надзора, выполняются оперативно;
- в столовую сельскохозяйственного производственного кооператива «Болльтишки» в агрогородке Больтишки в 2015 г. по предписаниям Вороновского рай ЦГЭ приобретены новая посуда, разделочные столы, технологическое оборудование, установлены новые шкафы для хранения спецодежды.
Исходя из изложенного руководство Вороновского рай ЦГЭ перед своим коллективом в 2016 г. ставит следующие задачи:
- Продолжить работу по обеспечению систематического, интенсивного, результативного и эффективного государственного санитарного надзора с приоритетом достижения положительных результатов.
- В случае выявления нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства принимать исчерпывающие меры, в том числе с привлечением к административной ответственности юридических лиц и применением мер, предоставленных Указом № 567.
- Обеспечить эффективный государственный санитарный надзор при подготовке и проведении областного фестиваля тружеников села "Дажинки-2016".
Главный государственный саитарный врач Вороновского района Дмитрий Дервоедов
|