МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, Государственное учреждение "Вороновский районный центр гигиены и эпидемиологии"

Вороновский районный ЦГЭ оказывает консультативные услуги по разъяснению требований санитарно-эпидемиологического законодательства (в том числе Общих и специфических санитарно-эпидемиологических требований, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7). Звоните по телефонам: 8 (01594) 2 50 14; 2 11 58; 2 11 37. 

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Термин «аутизм» был впервые введен известным швейцарским психиатром Е.Блейхером в 1920 г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Аутизм – психическое расстройство из группы общих расстройств развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии, ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Это модель искаженного психического развития.

В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу пациентов, нуждающихся в специализированной помощи. Пациенты с РАС имеют те же проблемы, что и дети страдающие аутизмом, они требуют тех же схем наблюдения, лечения, реабилитации, социальной адаптации и социального функционирования.

По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1 % населения. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра – быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.В Республике Беларусь под наблюдением врачей-психиатров с РАС в 2016 г. состояло 870 детей, что составляет 1,1 % от всех детей, наблюдавшихся у врача-психиатра.

На данный момент существует несколько теорий, объясняющих появление аутизма: генетическая, теория, основанная на воздействиях окружающей среды, иммунологическая, метаболическая или неврологическая. Однако, ни одна из существующих теорий, не может до конца объяснить природу данного расстройства.

Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете – увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. У таких детей отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром в целом. У них нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случае их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина: ребенок с аутизмом может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки.

Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому, что любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару.

Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.

В настоящее время нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Однако, известно, что если вовремя оказать досконально продуманную специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об аутизме, можно достичь значительных положительных результатов, так как вторичные проявления менее устойчивы, а значит, в большей степени поддаются коррекции.

Доступность и качество оказания психиатрической и психотерапевтической помощи являются двумя важными составляющими, определяющими эффективность лечения и реабилитации детей, страдающих любой формой психической патологии.

Современные подходы реабилитационного этапа детей с аутизмом требуют тесного взаимодействия образовательной и медицинской системы, общественных организаций, преемственности во взаимодействии учреждений образования и учреждений здравоохранения, оказывающим психиатрическую помощь детям.

Важными факторами лечебного и реабилитационного процесса являются степень участия родителей и эффективность взаимодействия специалистов с ближайшим окружением ребенка (членами семьи). Семейное консультирование и семейная психотерапия являются неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям.

Врач-гигиенист
Вероника Ёдчик

<
ГУ "Вороновский районный центр гигиены и эпидемиологии"
режим работы: пн–пт с 8:30 до 17:30; обед: с 13:00 до 14:00
лаборатория:с 9:00 до 12:45, с 14:00 до 16:00
одно окно: пн–пт с 8:00 до 17:30; обед: с 13:00 до 14:00
выходной: суббота, воскресенье
ул.Советская, 81а, 231391, г.п.Вороново, Гродненская обл.
e-mail: voronovo@cgev.by
приемная: +375159421759
бухгалтерия: +375159425332
© 2006 – 2024