Государственное учреждение «Вороновский районный центр гигиены и эпидемиологии», проанализировав выявляемые нарушения на объектах торговли и общественного питания, установил, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства связанные с использованием и ношением санитарной одежды, соблюдением правил личной гигиены стали выявляться чаще.
В связи с этим, по вопросам использования санитарной одежды на объектах торговли и общественного питания, соблюдения правил личной гигиены поясняю следующее:
использование санитарной одежды работниками торговли и общественного питания является одним из правил соблюдения личной гигиены и защищает пищевые продукты от загрязнений, которые могут попасть в них с тела и личной одежды работников в процессе приготовления пищи. Кроме того, санитарная одежда является средством защиты и самого работника от возможного загрязнения, в том числе бактериального, в процессе обращения пищевой продукции.
Каждый работающий в зоне, где находятся пищевые продукты, должен поддерживать высокий уровень личной чистоты и носить подходящую, чистую и, при необходимости, защитную одежду.
Общими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», установлено, что условия деятельности субъекта хозяйствования должны обеспечивать безопасность и безвредность для человека, производимой им продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии со статьей 10 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства, хранения, транспортирования, реализации должно поддерживаться обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены.
Санитарная одежда и ее элементы. Наименование санитарной одежды, обуви, принадлежностей для конкретных должностей и профессий для объектов торговли и общественного питания изложены в Письме Министерства торговли Республики Беларусь от 14.05.2007 № 02-16/2732к «Рекомендуемые нормы санитарной одежды, санитарной обуви и санпринадлежностей для работников организаций системы Министерства торговли Республики Беларусь».
Комплектность санитарной одежды зависит от профессии и занимаемой должности работника. Основными элементами санитарной одежды являются:
1. куртка или халат;
2. брюки или юбка;
3. фартук хлопчатобумажный;
4. колпак (шапочка) или косынка;
5. рукавицы хлопчатобумажные (для кондитеров, пекарей);
6. полотенце;
7. специальная обувь на нескользящей подошве;
8. косынка для вытирания пота.
Санитарная одежда должна быть всегда чистой, полностью прикрывать домашнюю одежду и волосы, хорошо застегиваться. Администрация субъекта торговли и общественного питания обязана обеспечить каждого работника санитарной одеждой и регулярную ее стирку и починку.
Санитарную одежду обычно шьют из белой мягкой и легкой хлопчатобумажной ткани, легко поддающейся стирке. В настоящее время желательно использовать санитарную одежду, выполненную без карманов и пуговиц, что полностью исключает попадание посторонних предметов с санитарной одежды работников.
Головной убор должен полностью закрывать волосы, чтобы предотвратить их попадание в пищевую продукцию.
Обувь должна быть на нескользящей подошве, с закрытой пяткой, легко моющейся.
Использование санитарной одежды из синтетических тканей нежелательно, так как такая одежда легко собирает на себе бактерии, которые потом трудно удалить даже с помощью стирки. Кроме того, синтетическая ткань создает электростатическое поле на своей поверхности, что отрицательно воздействует на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы.
Правила ношения санитарной одежды. При ношении санитарной одежды каждый работник обязан выполнять следующие правила, позволяющие свести к минимуму риск загрязнения пищевой продукции посредством одежды:
1. содержать одежду в течение всего рабочего дня в чистоте и опрятности;
2. не пользоваться булавками или иголками для застегивания курток, не класть в карманы санитарной одежды посторонние предметы, чтобы эти предметы случайно не попали в пищевую продукцию;
3. перед выходом из производственного помещения снимать санитарную одежду, а по возвращении надеть ее, предварительно вымыв руки;
4. при посещении туалета санитарную одежду оставлять перед входом в туалет (в предтуалетной (тамбуре)) и надевать только после тщательного мытья рук;
5. менять санитарную одежду ежедневно и по мере загрязнения, поэтому необходимо предусмотреть сменный комплект санитарной одежды для каждого работника;
6. хранить санитарную одежду отдельно от верхней и домашней одежды, продуктов питания и пр.
Требования к хранению и стирке санитарной одежды. Для хранения санитарной одежды выделяют специальные места или шкафы (полки). Ее следует хранить отдельно от домашней одежды и других посторонних предметов. Шкафы (полки) по мере загрязнения моют горячей водой с моющими средствами и периодически дезинфицируют.
Санитарную одежду после стирки необходимо прогладить, так как при этом погибает большая часть микроорганизмов, находящихся на поверхности.
Использование санитарной одежды работниками, не участвующими в обращении пищевой продукции. Для уборщиц и вспомогательных служб может использоваться санитарная одежда темных цветов. Слесари, электромонтеры, подсобные и другие работники также обязаны выполнять правила личной гигиены, работать в спецодежде, инструменты переносить в специальных ящиках с ручками. При посещении производственных помещений указанные работники должны надевать санитарную одежду, можно одноразового применения. На торговых объектах, где продавец по совмещению еще исполняет обязанности техперсонала, выполнение работ связанных с уборкой помещений должно осуществляется в халатах, специально предназначенных для этих целей.
Особенно тщательно работники торговых объектов и объектов общественного питания должны следить за чистотой рук. Ногти на руках должны быть коротко острижены и не покрыты лаком.
Мыть руки также следует:
перед началом работы;
после каждого перерыва в работе;
при переходе от одной операции к другой;
после соприкосновения с загрязненными предметами;
после посещения туалета дважды: в тамбуре после посещения туалета до надевания санитарной одежды и на рабочем месте – непосредственно перед тем, как приступить к работе.
Надеемся, что нарушения, связанные с ношением санитарной одежды и соблюдением гигиены рук, на торговых объектах выявляться в дальнейшем не будут.
Помощник врача-гигиениста
Елена Зверко
|