Cамоубийство (суицид) – далеко не самая приятная тема для беседы. Однако жизнь показывает, насколько важно обсуждать ее как с профессионалами (врачами, психологами, школьными учителями), так и с родителями, и с молодыми людьми. В нашем обществе ее значение явно недооценивается. Но для осознания ее масштабов достаточно сказать, что в мире ежегодно сводят счеты с жизнью около миллиона человек и самое ужасное, что среди них оказываются дети. Никогда прежде не было столько самовольных прекращений жизни на земле, как в наше время, особенно среди детей, хотя за последние годы в Республике Беларусь прослеживается тенденция к снижению случаев суицидальных попыток и завершенных самоубийств.
Врачи, воспитатели, учителя должны предупреждать о последствиях столь отчаянных поступков. Детям надо чаще говорить о значении и ценности жизни. А когда же взрослым надо насторожиться?
Именно в тот момент, когда ребенок начинает размышлять и рассуждать о малой ценности жизни, фантазирует о собственной смерти, когда его посещают мысли о самоубийстве, и он даже готовит план как это сделать, а затем пытается совершить такую попытку (парасуицид) или самоубийство (суицид). До 9 лет суицидальное поведение встречается крайне редко. Его пик приходится на 16–17 лет. Такое поведение в большинстве случаев направлено не на самоуничтожение, а на восстановление социальных связей с окружающими (родителями, любимыми, сверстниками). Молодые люди, совершающие попытку самоубийства, таким образом пытаются уйти от обстоятельств, которые считают для себя невыносимыми, хотя непосильных испытаний как известно в жизни не бывает.
Семья очень влияет на детей. Более 90 % суицидов связаны с неблагополучием в ней. Как правило, это неполные, конфликтные семьи, семьи, где родителю пьют. В таких часты авторитарность, жестокость родителей, неправильное воспитание. Даже в нормальной семье порой вырабатываются высоконравственные установки, которые противоречат реальной жизни, приводящие к завышенным требованиям к себе и окружающим. Как следствие, у ребенка может развиться депрессивная реакция, связанная с потерей веры в себя, в близких и окружающих людей. Поэтому и во внешне благополучных семьях наблюдаются суицидальные тенденции у детей.
Как же помочь в кризисе? Как родителям вести себя с суициадальным под-ростком?
Если у вас возникают опасения относительно состояния вашего ребенка или если в семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в семье повышению самооценки, самоуважения у ребенка, а также работа по улучшению общения в семье при появлении признаков суицидальной угрозы. В первую очередь необходимо:
установить заботливые взаимоотношения, встать на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребенка или подростка;
не морализовать и не спорить с ним;
не надо предлагать неоправданных утешений в виде: «Ничего, ничего, у всех подростков такие же проблемы, как у тебя»;
быть внимательным слушателем, ведь Ваше участие и сочувствие, умение выслушать будут большим облегчением для отчаявшегося ребенка;
вселять надежду;
не оставлять ребенка или подростка одного в ситуации суицидального риска;
вовремя обратиться за помощью к специалистам-психологам, психотерапевтам, психиатрам, если есть необходимость – к священнику.
Родительская любовь сводит к минимуму детско-подростковые проблемы. Она позволяет ребенку чувствовать себя нужным, формирует у него адекватную самооценку, оптимизм, чувство собственного достоинства.
Внимательные близкие могут распознать ранние симптомы кризиса, обеспечить его разрешение, вовремя обратиться к специалистам (психологам, психотерапевтам, психиатрам), оказывать друг другу эмоциональную поддержку, найти пути выхода из ситуации, в т.ч. и соблюдение предписанного медикаментозного и психотерапевтиче¬ского лечения. Дети и подростки, предпринявшие попытки самоубийства, с импульсивными и демонстративными суицидальными действия, связанными с конфликтами (дома, в школе, в среде сверстников), в первую очередь нуждаются в тщательной психолого-педагогической, психотерапевтической помощи.
И в завершение: не оставляйте детей один на один с дурными мыслями. Убеждайте их в ценности жизни, жизненного опыта. Учите преодолевать трудности и встречать неприятности с долей здорового оптимизма. В конце концов, все преходяще: и плохие отметки в школе, и неудачная любовь, и разочарование в друзьях.
Помощник врача-эпидемиолога Анна Хадыш
|