Отнесись к больному так, как бы хотел ты, чтобы отнеслись к тебе в час болезни. Прежде всего — не вреди.
Гиппократ
Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.
Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность). По оценкам ведущих мировых специалистов, в разных странах только при оказании стационарной помощи, возможно причинение вреда по меньшей мере каждому 10 пациенту. Каждый год в результате небезопасного оказания медицинской помощи в больницах стран с низким и средним уровнем дохода происходит 134 миллиона нежелательных явлений, от которых ежегодно умирает 2,6 миллиона пациентов.
«Не навреди» (primum non nocere) — старейший принцип медицинской этики, который должен неукоснительно соблюдаться. Тем не менее, врачебные ошибки случаются, причем гораздо чаще, чем того хотелось бы, поэтому вопрос безопасности пациентов остро стоит не только в развивающихся, но и в развитых государствах. Каждый этап, каждая манипуляция, каждое вмешательство в процессе оказания помощи имеет определенную степень риска. В условиях пандемии COVID-19 безусловную значимость при организации медицинской помощи приобретает безопасность самих медицинских работников – залог стабильной и результативной работы медицинских организаций, которые функционируют на пределе возможностей.
С целью снижения риска осложнений при оказании медицинской помощи пациент должен выполнять следующие рекомендации:
своевременно обращаться за медицинской помощью и быть активно вовлеченным в сохранение и поддержание своего собственного здоровья.
обязательно предоставлять полную и точную информацию о своем здоровье медработникам.
не стесняться задавать вопросы медицинскому персоналу.
информировать медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи, в т. ч. по вопросам обезболивания.
Медицинские работники обязаны:
рассматривать пациентов как партнеров при оказании им медицинской помощи.
работать в духе сотрудничества в интересах безопасности пациентов.
постоянно повышать свою квалификацию и углублять знания по безопасности пациентов.
формировать культуру безопасности пациентов в медицинских организациях в духе открытости и прозрачности
поощрять представление информации об ошибках без акцента на наказании виновных, но в интересах извлечения уроков для безопасности пациентов.
Поможет избежать ошибок обеспечение в организации здравоохранения лекарственной безопасности, эпидемиологической безопасности, хирургической безопасности, правильный уход за пациентами. Очень важно соблюдать гигиену рук, осуществлять контроль за лекарственными препаратами с истекающим сроком годности, создание условий для своевременного оказания неотложной помощи вне зависимости от времени суток, надлежащий уход за пациентами для профилактики пролежней, тромбоэмболии, падений.
Медицинская помощь должна быть безопасной!
Врач-гигиенист Анастасия Лукашевич
|