Информационный материал
по вопросу использования санитарной одежды на объектах торговли и общественного питания
Каждый работающий в зоне, где находятся пищевые продукты, должен поддерживать высокий уровень личной чистоты и носить подходящую, чистую и, при необходимости, защитную одежду.
Использование санитарной одежды работниками торговли и общественного питания является одним из правил соблюдения личной гигиены и защищает пищевые продукты от загрязнений, которые могут попасть в них с тела и личной одежды работников в процессе приготовления пищи. Кроме того, санитарная одежда является средством защиты и самого работника от возможного загрязнения, в том числе бактериального, в процессе обращения пищевой продукции.
Санитарная одежда и ее элементы. Наименование санитарной одежды, обуви, принадлежностей для конкретных должностей и профессий для объектов торговли и общественного питания изложены в Письме Министерства торговли Республики Беларусь от 14.05.2007 № 02-16/2732к «Рекомендуемые нормы санитарной одежды, санитарной обуви и санпринадлежностей для работников организаций системы Министерства торговли Республики Беларусь».
Основными элементами санитарной одежды являются:
- куртка или халат;
- брюки или юбка;
- фартук хлопчатобумажный;
- колпак (шапочка) или косынка;
- рукавицы хлопчатобумажные (для кондитеров, пекарей);
- полотенце;
- специальная обувь на нескользящей подошве;
- косынка для вытирания пота.
Комплектность санитарной одежды зависит от профессии и занимаемой должности работника. Санитарная одежда должна быть всегда чистой, полностью прикрывать домашнюю одежду и волосы, хорошо застегиваться. Администрация субъекта торговли и общественного питания обязана обеспечить каждого работника санитарной одеждой и регулярную ее стирку и починку.
Санитарную одежду обычно шьют из белой мягкой и легкой хлопчатобумажной ткани, легко поддающейся стирке. В настоящее время желательно использовать санитарную одежду, выполненную без карманов и пуговиц, что полностью исключает попадание посторонних предметов с санитарной одежды работников. Головной убор должен полностью закрывать волосы, чтобы предотвратить их попадание в пищевую продукцию. Обувь должна быть на нескользящей подошве, с закрытой пяткой, легко моющейся.
Использование санитарной одежды из синтетических тканей нежелательно, так как такая одежда легко собирает на себе бактерии, которые потом трудно удалить даже с помощью стирки. Кроме того, синтетическая ткань создает электростатическое поле на своей поверхности, что отрицательно воздействует на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы.
Порядок надевания санитарной одежды. Санитарную одежду надевают в определенной последовательности, добиваясь исключения возможности загрязнения санитарной одежды и аккуратного внешнего вида.
Последовательность этапов надевания санитарной одежды:
- снять верхнюю одежду;
- надеть сменную обувь;
- вымыть руки;
- надеть головной убор;
- снять все ювелирные украшения, часы;
- надеть брюки, куртку или халат;
- вымыть и продезинфицировать руки.
Правила ношения санитарной одежды. При ношении санитарной одежды каждый работник обязан выполнять следующие правила, позволяющие свести к минимуму риск загрязнения пищевой продукции посредством одежды:
- содержать одежду в течение всего рабочего дня в чистоте и опрятности;
- не пользоваться булавками или иголками для застегивания курток, не класть в карманы санитарной одежды посторонние предметы, чтобы эти предметы случайно не попали в пищевую продукцию;
- перед выходом из производственного помещения снимать санитарную одежду, а по возвращении надеть ее, предварительно вымыв руки;
- при посещении туалета санитарную одежду оставлять перед входом в туалет (в предтуалетной (тамбуре)) и надевать только после тщательного мытья рук;
- менять санитарную одежду ежедневно и по мере загрязнения, поэтому необходимо предусмотреть сменный комплект санитарной одежды для каждого работника;
- хранить санитарную одежду отдельно от верхней и домашней одежды, продуктов питания и пр.
Работникам торгового объекта и объекта общественного питания запрещается:
использовать санитарную одежду не по назначению;
стирать санитарную одежду в индивидуальном порядке в домашних условиях;
надевать на санитарную одежду какую-либо домашнюю одежду;
принимать пищу в санитарной одежде.
Требования к хранению и стирке санитарной одежды. Для хранения санитарной одежды выделяют специальные места или шкафы (полки). Ее следует хранить отдельно от домашней одежды и других посторонних предметов. Шкафы (полки) по мере загрязнения моют горячей водой с моющими средствами и периодически дезинфицируют.
Санитарную одежду после стирки необходимо прогладить, так как при этом погибает большая часть микроорганизмов, находящихся на поверхности.
Врач-гигиенист
отделения гигиены питания
Гродненского областного ЦГЭОЗ
К.Л.Макуть
Заведующая
отделением гигиены питания
Гродненского областного ЦГЭОЗ
М.М.Руфкина
|