МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, Государственное учреждение "Вороновский районный центр гигиены и эпидемиологии"

Вороновский районный ЦГЭ оказывает консультативные услуги по разъяснению требований санитарно-эпидемиологического законодательства (в том числе Общих и специфических санитарно-эпидемиологических требований, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7). Звоните по телефонам: 8 (01594) 2 50 14; 2 11 58; 2 11 37. 

«Мы выбираем здоровье»

Вороновским районным центром гигиены и эпидемиологии совместно с ГУО «Учебно-педагогический комплекс Начские ясли-сад средняя школа» 17.05.2019 было организовано и проведено заседание «круглого стола» на тему: «Мы выбираем здоровье».

Здоровье – это богатство, это самая большая ценность, которая дана человеку. О здоровье надо думать не тогда, когда оно потеряно, а всю жизнь, начиная с младых лет.

Помощник врача-гигиениста Метелица Ирина Ивановна была освещена тема «Здоровье – самое ценное в жизни». При проведении анализа заболеваемости обучающихся в учебно-педагогическом комплексе было установлено, что более 30% детей с нарушением зрения. И в результате этого я остановилась на профилактике нарушений зрения у школьников.

Напряжённая длительная работа глаз на близком расстоянии, рассматривание мелких предметов при плохом освещении и других неблагоприятных условиях, а также слабость мышечного аппарата глаза могут привести к близорукости.

Для сохранения здоровья ребенка и профилактики расстройства зрения имеет решающее значение правильно построенный режим дня с соблюдением гигиены зрения. Игры и учебные занятия школьника должны чередоваться с пребыванием на открытом воздухе, творческой деятельностью, самообслуживанием, физическими упражнениями, своевременным приёмом пищи и сном.

Учащимся с наличием близорукости при выполнении домашних заданий необходимо чередовать зрительную нагрузку с отдыхом для глаз, т.е. через каждые 30 мин. работы сделать несколько гимнастических упражнений и физкультминутку для глаз.

Полезны для сохранения зрения и регулярные физические упражнения. Они улучшают деятельность сердца, легких, развивают мышцы, улучшают обмен веществ. Выбор упражнений зависит от возраста и состояния зрения. При высокой осложненной близорукости не следует выполнять упражнения, связанные с чрезмерными наклонами головы, не рекомендуются резкие движения, подъем тяжестей, противопоказаны виды спорта, связанные с большими физическими нагрузками, быстрым перемещением тела и возможностью его сотрясения.

Телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние на отдельные зрительные функции. При просмотре телевизионных передач надо сидеть на расстоянии 2,5 - 3 м от экрана и не сбоку, а прямо перед экраном в неярко освещенной комнате, следить, чтобы свет не попадал в глаза и не отражался на экране.

В нашу жизнь сейчас широко входит компьютер. Обычно человек моргает двадцать раз в минуту, увлажняя при этом роговицу. Когда мы неподвижно смотрим на экран компьютера, то моргаем в три раза реже. В результате глаз становится сухим, появляется ощущение жжения и краснота. Непрерывная длительность занятий на компьютере не должна превышать для учащихся 1-го кл.(6 лет) - 10 мин., для учащихся 2- 5-х кл. - 15 мин., для учащихся 6 - 7-х кл. - 20 мин., для учащихся 8 - 9-х кл. - 25 мин., для учащихся 10 - 11-х кл. - 30 мин.

Большое значение имеет сон. «Сон дороже лекаря» – гласит поговорка. Во время сна весь организм, в том числе и глаза, отдыхает. Нервные клетки во время сна пополняют запас питательных веществ, накапливают энергию. Для детей до 1-4 классов сон должен быть не менее 10 часов, для старших классов - 8-9 часов.

Важную роль в сохранении зрения детей играет полноценное и регулярное питание. Для нормальной деятельности всех тканей и органов необходимо достаточное содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Чаще всего недостаток витаминов А, В1, В2, С ведет к заболеванию глаз.

Особенно необходим для зрения витамин А, который содержится в сливочном масле, молоке, говяжьей печени, моркови, шиповнике, абрикосах, чернике, щавеле, петрушке, томатах, луке, грецких орехах, апельсинах, мандаринах. Не менее важен и другой витамин В2 (рибофлавин). Длительное отсутствие его в пище и плохая усвояемость организмом может вызвать светобоязнь и понижение зрения. Содержится этот витамин в пивных дрожжах, рыбе, печени, молоке, яйцах, шпинате. Витамина С много в чернике, лимоне, смородине, шиповнике, квашеной капусте.

В комплекс мероприятий по охране зрения детей входит и соблюдение гигиены. Плохая освещенность дома и в школе является одним из важных, если не основных факторов, способствующих развитию близорукости. При слабой освещенности утомление наблюдается особенно у лиц с дефектами органа зрения, т.к. им приходится и без того напрягать его.

Немаловажный фактор в предупреждении близорукости имеет и правильная посадка при чтении и письме. Сидеть надо прямо, слегка наклонив голову вперед, опираться спиной на спинку стула. Когда же ребенок сильно наклоняется над книгой или тетрадью, тяжесть головы вызывает напряжение шейных и спинных мышц, что, в свою очередь, ведет к еще большему опусканию головы, сгибанию позвоночника, излишним мышечным усилиям и быстрому общему утомлению. Для устранения привычки приближать глаза к тексту с первых дней учебы необходимо иметь надлежащую мебель, длительно и терпеливо воспитывать у детей правильную посадку при чтении и письме.

Не рекомендуется читать лежа, т.к. трудно соблюдать необходимое расстояние и удерживать книгу в правильном положении. Такие же явления наблюдаются и при чтении во время еды.

Каждый близорукий школьник должен находиться под систематическим наблюдением врача.

Обязательно проводить физкультминутка для глаз.

Законы природы требуют от нас определённых усилий. Чтобы организм был здоров, большое значение имеет правильное питание. Питание должно быть сбалансированным, регулярным, умеренным. И о рациональном питании детей и подростков рассказала заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом Вороновского районного ЦГЭ Сухолет Анна Антоновна.

Что такое правильное питание? Основным принципом питания дошкольников и школьников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.

Оптимальный режим – еще один компонент правильного питания, выстраивать частоту приемов пищи нужно в соответствии с графиком физической и умственной активности. Для школьников важно учесть не только часы учебы, но и возрастные особенности.

Приучите своего ребенка к режиму с раннего возраста, и он сам начнет регулировать свой день. Правильный режим питания предполагает прием пищи в строго установленные часы.

И еще один важный момент – приучите своего школьника завтракать. «Завтрак съешь сам» – эта народная мудрость пережила столетия. Завтрак является самым важным приемом пищи. Ведь наше самочувствие в течение всего дня зависит именно от того, что мы едим утром. Что же кушать с утра? К сожалению, у очень многих людей (у школьников тоже) по утрам совершенно нет аппетита, они пропускают этот прием пищи. Это в корне не правильно. В первом приеме пищи должен содержаться правильный баланс белка, жира и углеводов. Идеальный продукт для завтрака – это каша. Овсяная каша с фруктами, мюсли, гречневая с кефиром или рисовая с сухофруктами. Выбор огромен. Злаки надолго подарят чувство сытости, обеспечат нужной энергией. Йогурт и творог с различными добавками тоже отличный вариант. Стакан молока с булочкой и ломтик сыра.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Для того, чтоб разрядить обстановку Ирина Ивановна был проведен конкурс «Поход в магазин» – как выбрать «правильные» продукты, на что обращать внимание? Вместе с детьми осудили, почему надо обращать внимание на сроки годности, температурные условия хранения продуктов, на название продуктов, продукты «вредные» и «правильные» и т.д. А затем под загадки про еду были разыграны «правильные» продукты среди учащихся учреждения.

Трудно переоценить значение движения в жизни человека: в укреплении здоровья, увеличении продолжительности жизни и повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды важная роль принадлежит систематической мышечной деятельности человека. О том, какое имеет значение двигательная активность для человека, мы сегодня и поговорим. Учитель физкультуры данного учреждения Михневич Александр Анатольевич озвучил тему «Двигаться больше – жить дольше». Какое имеет значение двигательная активность для человека?

Физическая активность является одним из основных аспектов здорового образа жизни, а также одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на рост и развитие организма на всех этапах, начиная с внутриутробного и заканчивая глубокой старостью. Роль физической активности в жизни человека значима. Она делает его не только физически более привлекательным, но и существенно улучшает его здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь активной ее части. Снижается риск развития у него опасных для жизни заболеваний сосудов сердца и мозга, сахарного диабета и рака. Кроме того, улучшает сон, повышает работоспособность, улучшается работа пищеварительного тракта, повышается жизненный объем легких, натренированные мышцы отлично выполняют свою функцию движения костей и суставов, укрепляя и увеличивая их плотность.

В конце заседания «круглого стола» был показан видеофильм «Последствия курения», после чего каждый ребенок мог подумать: «Курить или не курить?». Посмотри и сделай выбор!

Помощник врача-гигиениста
Ирина Метелица

<
ГУ "Вороновский районный центр гигиены и эпидемиологии"
режим работы: пн–пт с 8:30 до 17:30; обед: с 13:00 до 14:00
лаборатория:с 9:00 до 12:45, с 14:00 до 16:00
одно окно: пн–пт с 8:00 до 17:30; обед: с 13:00 до 14:00
выходной: суббота, воскресенье
ул.Советская, 81а, 231391, г.п.Вороново, Гродненская обл.
e-mail: voronovo@cgev.by
приемная: +375159421759
бухгалтерия: +375159425332
© 2006 – 2024